Школьный АНГЛИЙСКИЙ на грани исчезновения
Английский язык в школах уже давно на грани нервного срыва. Проблема связана с нехваткой учителей английского, как правило, в самых обычных общеобразовательных школах.
Тот, кто заботится о здоровье своего «больного» английского и имеет крепкий семейный бюджет, проходит курс поддерживающей или лечебной терапии у репетитора. Неудивительно, почему на репетиторов английского языка спрос только растёт, и он будет расти еще больше.
Обязательный ЕГЭ по английскому языку с 2022 г. отменили. Министерство образования лишь расписалось в неспособности обучать детей этому предмету в школе. Пресс-секретарь Дмитрий Песков и вовсе заявил, что английский язык уже давно иностранным не является.
Такую точку зрения он выразил, выступая на марафоне «Новое знание» в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ). Отвечая на вопрос одной из присутствующих в аудитории студенток, Д.Песков заметил, что любит английский больше других иностранных языков. «Но я считаю, его уже и иностранным считать [нельзя], потому что английский везде. Это язык технологий, экономического развития, мировой коммуникации, поэтому английский знать нужно просто в обязательном порядке», — заявил он.
Видимо, английский язык должен приобретаться «с молоком матери» или в семье. Пока такого, увы, не происходит. По данным сервиса «СберУслуги», 70% россиян искали преподавателя по английскому языку в этом году.
Сентябрь давно открыл школьные двери, а в школах до сих пор осталось много открытых вакансий учителей английского языка. Зазывают в школу закрыть «английскую» нагрузку уже любого ‒ рады будут уже не только студентам-очникам, но и студентам-заочникам. Но студенты ‒ народ не промах: они уже на 1 курсе подрабатывают опытными (!) репетиторами, блогерами, бровистами, лешмейкерами и пр. ‒ и все со знанием английского языка. Никакая школа (даже супер-пупер-школа) их голыми руками не возьмёт.
Не секрет, проблема нехватки учителей английского ‒ это лишь часть проблемы кадрового дефицита в школах. Молодые специалисты в школу не идут, а учителя среднего возраста себе подобных клонировать не могут. Омоложения педагогического состава не происходит. Что ждёт российскую школу? Речь не идёт о школах элитного сегмента или школах Москвы и Санкт Петербурга ‒ там кадровая ситуация более выигрышная по понятным причинам.
«Кадры решают всё!». А если не всё, то почти всё. ФГОС хоть в золотой рамочке, хоть с бубном, хоть с планшетом ‒ всё без толку. Ни увеличение количества бюджетных мест в педуниверситетах, ни увеличение целевого набора абитуриентов проблему с кадрами не решили и не решат. Никакие федеральные или муниципальные программы не привлекают учителей настолько, чтобы те остались в школе надолго. Это как симптоматическая терапия, выезжающая на временном эффекте, или решето, в котором носят воду.
В августе 2021 года В.В.Путин предложил сменить формат конкурса «Учитель года» на реалити-шоу а-ля Форт Боярд. Неужели новый формат поднимет престиж профессии учителя на небывалый уровень? «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…»
Сегодня в регионах лишь 10-20% выпускников профильных вузов остаются в «учительской» профессии. Остальных отпугивают маленькие зарплаты, непростые отношения со сложившимся коллективом, пристальное внимание со стороны родителей и многое другое, что выясняется уже на месте.
Кроме того, добавляется «невысокая» карьерная лестница и тяжёлая работа. Тяжесть работы учителя-предметника «утяжелит» и классное руководство. А если в классе есть дети мигрантов, дети из неблагополучных семей и дети с ОВЗ ‒ редкий учитель уцелеет.
А ещё ненормированный рабочий день (совещания, тетради, журналы, планы), множество отчётов, которые придётся заполнять дома, «запрет» на личную жизнь и собственное мнение, отличное от мнения большинства, иначе могут «показать на дверь», и т.д.
Какой студент приходит в педагогический вуз? Не самый лучший, если честно. Это пристанище для тех, кто не смог дотянуть по баллам в более престижные учебные заведения. Может ли вуз подготовить хорошие кадры для школы, если изначально получает из школы выпускников, которые пришли в профессию не по призванию? Абитуриентов в педагогический вуз «прибило» по принципу «запасного аэродрома».
Педагогический вуз получает студентов, априори неориентированных на школу. А если и попадаются те, кто горит работать в школе со школьной скамьи, то «гореть» будет недолго ‒ до первой педагогической практики… Кто идёт из выпускников в школу работать? Вопрос риторический.
Конечно, если было бы престижно и модно быть учителем, школьных проблем было бы намного меньше, а качество образования было бы выше. О каком престиже профессии учителя можно говорить с такой мизерной зарплатой, с такой ответственностью и со сложившимся в обществе стереотипом неудачника, если ты (будущий, начинающий или даже опытный) учитель?
Уже на уровне школьников давно сложился стереотип неудачника, если учишься в педвузе. ‘Those who can, do; those who can’t, teach.’ «Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других» (Дж. Б. Шоу). Чиновники (помните известное изречение Д. Медведева?) лишь забивают гвоздь в крышку…
Кто из молодых специалистов пойдет в школу, когда оклад молодого учителя без категории и без опыта работы составляет 8.000 рублей? (После вуза не положены никакие надбавки и т.п.)
Единственное, школа обязана выплачивать не менее 12 792 (федеральный МРОТ с 1 января 2021), потому молодого специалиста просто заставят взять дополнительную нагрузку. Не обольщайтесь, если в объявлениях на замещение вакантной должности учителя английского языка вам предлагают 20.000 ‒ 30.000 рублей. Это ОЧЕНЬ МНОГО часов в разных классах.
Кто пойдет выживать и тащить на себе такой груз ответственности за такие деньжищи? Минимальный прожиточный минимум в Пермском крае, к примеру, в 2021 году определен для трудоспособного населения ‒ 12 122 руб., для детей ‒ 11 408 руб. Здесь БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ.
Ещё одна интересная деталь: директорам школ не особо выгодно брать молодых специалистов ещё и потому, что средняя зарплата в школе снизится. За это директора по головке не погладят, ибо тот не выполняет президентский указ. Вот и вынуждены школы решать проблему нехватки кадров своими силами ‒ когда ты и физик, и информатик, и математик, и учитель физкультуры ‒ Jack of all trades. В полной версии ‒ Jack of all trades, master of none. Картина по школам не совсем объективная: формально вакансий нет, а по факту дефицит есть. Исключение ‒ учителя английского языка, ибо их заменить учителем изо или литературы вряд ли получится, хотя и такое бывает…
В завершение, процитирую новосибирского бизнесмена Евгения Пятковского, который поделился своими наблюдениями о том, как теперь устроена система школьного образования в его городе:
«Ну что, господа… пришла пора мою дочку отдавать в школу. И тут я <…> хотел написать матерное слово. Есть красивая, новая многоэтажная школа на Весеннем. И мест там полно. И даже, вроде, бассейн есть… И, вроде, все хорошо… но! Там нет учителей. И так уже три года. Серьезно. Половины учителей нет и потому детям, которые там учатся, нужно несколько предметов учить самим, а по сути брать репетиторов-учителей из других школ. Так вот теперь мы выбираем между одной (ужас какой старой одноэтажной, пропахшей нафталином) школой и другой, ужас какой старой школой. Так вот, господа… в городе просто нет учителей. Педуниверситет есть, а учителей нет».
Нужны убедительные финансовые механизмы как и чем мотивировать абитуриентов идти в эту профессию и в ней остаться. Учителей иностранного языка (как и учителей информатики) всегда будет не хватать, сколько их не набирай. Выпускники данных профилей находят себе куда более привлекательные места в бизнесе. Это один из существенных факторов того, почему английский язык в школах потихоньку вымирает…
Что может предложить школа молодому специалисту в противовес бизнесу? Пока парацетамол, чтоб снять головную боль, или валерьянку, чтоб снизить нервный градус.
И теперь подходим к САМОМУ ИНТЕРЕСНОМУ моменту. Как «вылечить» школьный английский язык?
Не хватает учителей английского? Не беда, считает бывший глава Рособрнадзора Виктор Болотов. Для таких остродефицитных направлений он предлагает вводить сетевую работу с использованием современных цифровых технологий. Другими словами, работа на несколько школ, что до боли напоминает потоковые лекции в вузах.
Простым и доступным языком ‒ если есть хоть один учитель английского языка в школе, то ему будет предложен дистант с охватом на несколько школ. Глядишь, решат проблему отсутствия учителей английского не только в городе, но и в селе: и проблема решена, и федеральные деньги сэкономлены. Двух зайцев можно поймать.
Я абсолютно согласна с утверждением о том, что учитель «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Чтобы выжить в этом мире, где цены растут как на дрожжах, а зарплата так и остаётся в регионах на месте, так как никто не может или не хочет выполнить указ президента 2012 года, нам в зарплату, например, включили ЖКУ и всё нормально, ведь показатель зарплаты вырос, произошло «увеличение з/п». А меня волнует вопрос-почему . всегда очень удобно используют фразу «средняя зарплата»? А как всё-таки как её высчитывают? Чьи оклады складывают и делят для получения средних показателей? Почему люди, имеющие одинаковое высшее образование, одинаковые квалификационные требования по профессии, работающие в школах и являющиеся бюджетниками- получают разную зарплату? И почему наша зарплата привязана к средним показателям по промышленности? А молодёжь мы в школу вряд ли дождемся при таких зарплатах. И почему средний показатель резко отличается от статистических данных?
Яркое по своей абсурдности объявление о поиске учителя англ яз
Правильно. Нафиг от сюда все иностранное, лучше русское.